ПОЛОЖЕНИЕ
о структурном подразделении «Логопедический пункт»
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №571
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
- Общие положения
- В Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №571 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга (далее - ОУ) создано на основании распоряжения Комитета по образованию «О внесении изменений в сеть государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» от 31.08.2007 №1230-р структурное подразделение «Логопедический пункт» и действует на основании Положения.
- Место нахождения Логопедического пункта:
192177, Санкт-Петербург, улица Караваевская, дом 10, корпус 2, литер А.
- Логопедический пункт не является самостоятельным юридическим лицом.
- Основной целью Логопедического пункта является организация логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи первичного характера.
Деятельность Логопедического пункта направлена на решение следующих задач:
- своевременное выявление, диагностика и профилактика нарушений устной и письменной речи обучающихся с целью предупреждения трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- разъяснение специальных знаний среди педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся.
1.5. Настоящее Положение регулирует деятельность структурного подразделения ОУ «Логопедический пункт» (далее Логопедический пункт) и разработано в соответствии с
- Конституцией РФ;
- Декларацией прав и свобод человека;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
- Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Уставом ОУ.
1.6. Должность учителя-логопеда Логопедического пункта вводится в штатное расписание ОУ из расчета 1 единица при наличии не менее 25 обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи. Возможно прикрепление к одному логопедическому пункту обучающихся нескольких школ с учетом безопасности передвижения детей.
1.7. Для Логопедического пункта выделяется помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.
1.8. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием и дидактическим материалом в соответствии с Приложением № 1. Ответственность за комплектование оборудования, санитарное содержание и ремонт помещения Логопедического пункта возлагается на администрацию ОУ.
1.9. Логопедический пункт осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, создает условия для ее самореализации, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности обучающегося в получении дополнительного образования.
1.10. Отношения между Логопедическим пунктом и обучающимися, их родителями (законными представителями) регулируются в соответствии с Уставом ОУ, настоящим Положением, действующим законодательством.
2. Образовательный процесс в Логопедическом пункте
2.1. Логопедический пункт осуществляет деятельность по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию обучающихся. Коррекционно-образовательный процесс осуществляется с учетом:
- возраста и психофизических особенностей обучающихся;
- вида речевого нарушения, степени его выраженности;
- режима работы ОУ.
2.2. Обучение в Логпедическом пункте осуществляется на русском языке.
- В Логопедический пункт зачисляются обучающиеся ОУ, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи первичного характера, препятствующие успешному усвоению программного материала: нарушения звукопроизношения (дислалия, дизартрия), нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия), ОНР (III уровня), нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
- Выявление обучающихся для набора на занятия Логопедического пункта проводится учителем-логопедом, как правило, с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
- Директор Образовательного учреждения утверждает списки обучающихся Логопедического пункта, составленные учителем-логопедом на основании обследования устной и письменной речи обучающихся с письменного согласия родителей (законных представителей).
- Дисциплина в Логопедическом пункте поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение методов физического и психологического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
- Обучающиеся могут прекратить обучение в Логопедическом пункте в следующих случаях:
- по заявлению родителей (законных представителей) с указанием причины выбытия;
- после устранения речевого дефекта.
- Приём обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение учебного года по мере освобождения мест. Выпуск обучающихся так же может производиться в течение всего учебного года, по мере устранения у них дефектов речи. Сроки коррекционного обучения определяются учителем-логопедом и зависят от сложности речевого нарушения в соответствии с классификацией речевых нарушений кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена (Приложение № 7)).
2.9. Расписание работы логопедического пункта составляется учителем-логопедом, исходя из режима ОУ и индивидуальных возможностей обучающихся, и утверждается директором ОУ.
2.10. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются групповые фронтальные занятия. Продолжительность занятий 35-45 минут (с обучающимися 1-х классов), 45 минут (с обучающимися 2-4-х классов).
В связи с разной степенью выраженности речевого дефекта предусматриваются подгрупповые и индивидуальные занятия по 20-25 минут. Между групповыми занятиями предусматриваются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями -5-10 минут.
2.11. Для логопедических занятий комплектуются следующие группы обучающихся:
- с общим недоразвитием речи (ОНР III);
- с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НОНР);
- с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР);
- с фонетическими нарушениями речи (ФНР);
- с нарушением письма и чтения.
Наполняемость коррекционных групп при проведении фронтальных занятий 3-6 человек, в зависимости от характера речевых нарушений обучающихся.
- В группы подбираются обучающиеся с однородными нарушениями речи. Допускается комплектование групп обучающихся из разных классов.
- Логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю. Их периодичность определяется тяжестью речевого нарушения, индивидуальными возможностями обучающихся.
- Основные направления коррекционно-образовательной деятельности Логопедического пункта определяются учителем-логопедом на основании диагностики речевых нарушений обучающихся:
- работа по воспитанию речевого дыхания и развития просодических компонентов речи;
- работа над развитием общей и мелкой моторики;
- развитие и совершенствование психических функций;
- развитие и коррекция артикуляторной моторики;
- коррекция звукопроизиошения;
- работа над развитием лексико-грамматического строя речи;
- работа над развитием самостоятельной речи обучающихся;
- формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза;
- формирование и развитие навыков морфемного анализа и синтеза;
- формирование и развитие навыков дифференциации букв, соответствующих акустически близким звукам;
- формирование и развитие навыков дифференциации оптически/кинестетически сходных букв.
- Документами Логопедического пункта являются:
- журнал Логопедического пункта (финансовый документ);
- журнал обследования;
- журнал индивидуальных консультаций;
- речевые карты и тетради для обследования письменной речи;
- годовой план работы;
- перспективное планирование по группам;
- годовой отчёт о работе Логопедического пункта.
2.15.1.В журнале Логопедического пункта ведется учёт посещаемости занятий. На каждую группу, подгруппу обучающихся и индивидуальную работу отводят страницы для текущего учёта динамики работы и посещаемости занятий. В журнале отводятся страницы для учёта работы учителя-логопеда в периоды обследования и каникулярное время. Часы многоразовых консультаций так же фиксируются в классном журнале на отдельных страницах с указанием даты и содержания выполненной работы. Логопедическая работа - это учебно-коррекционная работа, поэтому знания обучающихся не оцениваются. На левой стороне развёрнутой страницы журнала отмечается посещаемость занятий, а на правой стороне записывается тема занятия. Для определения динамики и характеристики дефектного звука у обучающихся с нарушениями устной речи (дислалия, дизартрия) на левой стороне развёрнутой страницы журнала рекомендуется записывать обозначения по каждому звуку. (Приложение № 2).
2.15.2. В период обследования учитель-логопед ведёт журнал обследования, где фиксирует данные о выявленных в ОУ обучающихся с нарушениями устной и письменной речи. (Приложение № 3).
2.15.3. Родители (законные представители), обучающиеся, учителя имеют право проконсультироваться у учителя-логопеда Логопедического пункта по любому волнующему их вопросу. Каждая консультация и её итог должны быть зафиксированы в специальном журнале индивидуальных консультаций (Приложение № 6).
2.15.4. При приёме в Логопедический пункт по результатам индивидуального обследования на каждого обучающегося заполняется речевая карта. (Приложение № 4,5). В тетрадях для обследования письменной речи выполняются диагностические и срезовые проверочные работы.
2.15.5. Годовой план работы (Приложение № 7) составляется на учебный год и предусматривает следующие разделы:
- обследование обучающихся и комплектование групп;
- взаимодействие учителя-логопеда с учителями, МПК, поликлиник и т.п.;
- пропаганда логопедических знаний;
- оснащение логопедического кабинета;
- повышение собственной квалификации.
2.15.6. Перспективные планы коррекционной работы составляются на учебный год после комплектования каждой группы обучающихся. Если в Логопедическом пункте занимаются одновременно несколько групп с одинаковыми речевыми нарушениями, допускается составление для них одного перспективного плана (Приложение № 9).
2.15.7. Годовой отчёт о результативности работы за учебный год основывается на записях в журнале Логопедического пункта и речевых картах обучающихся, сдаётся администрации ОУ, а также руководителю методического объединения учителей-логопедов логопедических пунктов района для составления районного отчёта. (Приложение № 7).
2.16. Логопедический пункт несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за:
- соответствие образования федеральным государственным образовательным стандартам;
- жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;
- нарушение прав и свобод обучающихся.
3. Права и обязанности участников образовательного процесса в Логопедическом пункте
- К участникам образовательного процесса относятся:
- обучающиеся;
- родители (законные представители);
- учитель-логопед.
- К основным правам обучающихся относятся:
- получение бесплатной квалифицированной коррекционно-образовательной помощи;
- обучение по ускоренному курсу;
- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки и медиатеки Образовательного учреждения;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- уважение человеческого достоинства обучающихся;
- свобода совести и информации;
- свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
- К основным обязанностям обучающихся относятся:
- выполнение требований Устава ОУ, Правил внутреннего распорядка для обучающихся, настоящего Положения;
- уважение чести и достоинства обучающихся и работников Образовательного учреждения;
- бережное отношение к имуществу Образовательного учреждения.
- К основным правам родителей (законных представителей) обучающихся относятся:
- защита законных прав и интересов ребенка;
- ознакомление с коррекционно-образовательным процессом Логопедического пункта;
- получение консультативной помощи.
- К основным обязанностям родителей (законных представителей) обучающихся относятся:
- выполнение Устава ОУ, настоящего Положения;
- ответственность за воспитание, создание условий для получения детьми общего образования.
- К основным правам учителя-логопеда Логопедического пункта относятся:
- участие в управлении ОУ;
- защита профессиональной чести и достоинства;
- педагогически обоснованная свобода выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний;
- профессиональная переподготовка или повышение квалификации не реже одного раза в пять лет;
- сокращенная рабочая неделя, удлиненный оплачиваемый отпуск, иные социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- аттестация на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию;
- получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста;
- длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы;
- иные дополнительные меры социальной поддержки и права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
- К основным обязанностям учителя-логопеда относятся:
- выполнение настоящего Устава ОУ и Правил внутреннего трудового распорядка;
- аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности в случае отсутствия у педагогического работника квалификационной категории;
- выполнение условий трудового договора, функциональных обязанностей;
- защита обучающихся от всех форм физического и психического насилия;
- прохождение медицинского обследования за счет средств Администрации района в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Финансирование и имущество Логопедического пункта
- Финансирование Логопедического пункта осуществляется на основе нормативов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, определяемыми по каждому типу, виду и категории ОУ, в соответствии с действующим законодательством.
- Должность учителя-логопеда Логопедического пункта вводится в штатное расписание общеобразовательного учреждения из расчета 1 единица при наличии 25 обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи. Возможно прикрепление к одному логопедическому пункту обучающихся нескольких школ с учетом безопасности передвижения детей.
- Для Логопедического пункта выделяется помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.
- Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием и дидактическим материалом в соответствии с Приложением № 1. Ответственность за комплектование оборудования, санитарное содержание и ремонт помещения Логопедического пункта возлагается на администрацию ОУ.
5. Управление Логопедическим пунктом
- Общее руководство деятельностью Логопедического пункта осуществляет директор ОУ, который:
- издает приказы, регламентирующие деятельность Логопедического пункта;
- утверждает состав учебных групп и расписание занятий Логопедического пункта;
- предоставляет обучающимся возможность пользоваться учебными помещениями и соответствующей материально-технической базой, обеспечивает закрепление учебных помещений;
- несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
- несет ответственность за уровень квалификации работников Логопедического пункта.
- Непосредственное руководство деятельностью Логопедического пункта осуществляет учитель – логопед, который планирует, организует работу Логопедического пункта и отвечает за качество, эффективность и результативность.
- Контроль за образовательным процессом Логопедического пункта осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
6. Ликвидация структурного подразделения Логопедический пункт
6.1. Структурное подразделение Логопедический пункт может быть ликвидировано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- При ликвидации Логопедического пункта его Положение утрачивает силу.
- Изменения и дополнения в Положение о деятельности Логопедического пункта, а также новая редакция Положения принимаются органом самоуправления ОУ, наделенного соответствующими полномочиями на основании действующего Устава ОУ, и утверждаются директором ОУ.
- Новая редакция Положения вступает в силу с момента утверждения директором ОУ.